Родительские субботы в 2024 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех прежде почивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих.

Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

 Родительские субботы в 2024 году:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 9 марта 2024 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 30 марта 2024 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 13 апреля 2024 года.
    • Радоница — 14 мая 2024 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2024 года.
    • Троицкая родительская суббота — 22 июня 2024 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 2 ноября 2024 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы.

В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (в 2024 году таких дня будет два, поскольку вторая Родительская суббота совпадает с днем предпразднства Благовещения и заупокойное богослужение отменяется), и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем. Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах.

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

Суббота – последний день седмицы. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

3 вопроса про родительские субботы

В Великом посту есть 3 особых дня поминовения умерших — так называемые родительские субботы. О том, почему именно субботы (а не четверги, например) и зачем поминать умерших — в трех вопросах, на которые мы коротко ответили.

Почему умерших поминают именно в субботу?

В Великий пост совсем немного дней, когда можно служить полную литургию, во время которой есть поминовение усопших — по будням (и то, не всегда) служится литургия Преждеосвященных Даров, а воскресные дни приурочены к особым Евангельским событиям. Единственный вариант — суббота. Поэтому их так и стали называть: «Родительские поминальные субботы». Под родителями здесь имеются ввиду все почившие родственники. И, конечно, в эти дни можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших. Исключение — самоубийцы.

Зачем молиться об умерших?

Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.

Можно ли молиться о некрещеном покойнике?

Можно, но дома. Так как этот человек при жизни не стал членом Церкви (а Таинство Крещения подразумевает именно это), то и смысла нет после смерти стараться его туда «затащить». Но какова его посмертная участь мы не знаем, она остается на усмотрение Господа. Многие святые говорили о том, что те люди, которые не знали Евангелия или их знания были искажены, будут судимы Богом не так, как те, кого достигла Благая весть. Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их память.

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитвы об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца.

Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

По материалам сайта ФОМА.РУ